Menu
A+ A A-

Акции электроэнергетиков: возможность инвестору заработать на ЖКХ

Электроэнергетику эксперты признают надежным бизнесом на все времена, даже кризисные. Однако, так сложилось исторически, в России электроэнергетики несут немалые затраты на обновление мощностей. Что ожидается в 2024 году, прогнозирует эксперт РБК Яна Тарасова.

Электроэнергетика - стабильная экономически отрасль экономики, не столь зависимая от условий импорта-экспорта и не сильно подверженная сезонным колебаниям. Если они и происходят – к примеру, при повышении выработки гидроэлектростанциями в результате  разлива рек — это компенсируется наличием не только рынка энергии, но и рынка мощности.

Существовавшая ранее в России единая энергосистема в виде «РАО ЕЭС» сегодня  функционирует тремя крупными секторами:

  • генерирующие компании, которые собственно и вырабатывают энергию: «РусГидро», ТГК-1, ТГК-2, «Мосэнерго», «Газпром энергохолдинг», «Квадра», «Т Плюс», «ИнтерРао»;
  • сетевые компании, управляющие необходимой инфраструктурой доставки энергии: в России (естественная монополия): «Федеральная сетевая компания – Россети («ФСК – Россети»);
  • сбытовые компании, которые продающие энергию конечному потребителю: «Мосэнергосбыт», «Дагэнергосбыт», «Якутскэнерго», «Магаданэнерго» и прочие региональные «сбыты». К потребителям относятся не только домохозяйства, но и промышленные предприятия и другие объекты.

Все три перечисленные компоненты - генерация, сети, сбыт - располагают статусом защитных отраслей: бизнес компаний ориентирован, прежде всего, на внутренний рынок и не страдает от санкций. При этом спрос на электроэнергию ограниченно зависим от изменений экономической активности. Многими компаниями сохранены доходы и возможность выплачивать дивиденды, что придает акциям электроэнергетических компаний существенное преимущество при выборе в текущем периоде - когда экономика перестраивается, а уровень неопределенности нарастает.

Электроэнергетика в 2024 году, ожидания экспертов

Что относится к отраслевым рискам?

Зависимость генерирующих компаний от ценообразования складывается на оптовом рынке, где электроэнергия и мощность продаются отдельно. Важной при этом является инвестпрограмма, поскольку в силу географических особенностей Россия располагает разветвленной энергосистемой, включающей старые мощности, которые требуют постоянной модернизации.

К примеру, у «РусГидро» и «ФСК – Россети» значительные капзатраты, как правило, в крупных инфраструктурных проектах, что снижает их показатели. Так, привлекательность акций «ФСК-Россети» значительно снизилась из-за рекомендации не выплачивать дивиденды. Это решение принято в качестве меры контроля над расходами и его могут продлить до 2026 года.

Влияние инвестиций на свободный денежный поток (FCF) вызывает беспокойство ряда эмитентов, учитывая, что на этапе строительства обычно проходят годы, а в некоторых случаях доходность и вовсе не гарантирована, то есть капвложения остаются риском для инвестиционного портфеля в секторе электроэнергетики.

Что касается конкретных компаний генерирующего сектора, они в основном выплачивают дивиденды раз в год примерно в середине лета. Стандартными являются 50% скорректированной чистой прибыли. Однако «ИнтерРАО» - исключение, компания выплачивает всего 25%. А «Юнипро» и «ТГК-1» и вовсе приостановили выплату дивидендов. Здесь, отметим, особый случай, эти две компании ранее контролировались немецким холдингом Uniper и финским концерном Fortum, а в настоящее время - под временным управлением Росимущества.

Факторы, влияющие на дивиденды в электроэнергетике

Компании сектора ЖКХ, их акции соотносятся с типичной дивидендной историей, в которой им сегодня приходится конкурировать с облигациями. Надо отметить, выбор энергетических компаний в России невелик, в то же время интересные решения для защиты и сохранения инвестиций все еще присутствуют.

С учетом долгосрочных трендов, выплаты дивидендов (сейчас или в будущем) отдельно взятой компанией зависят от прибыли, возможности генерировать свободный денежный поток и от корпоративного управления.

Немаловажным является тот факт, что тарифы в этой сфере регулируются государством. Их периодически индексируют с поправкой на инфляцию, но индексация все равно имеет определенный потолок. Отметим, что существенную часть себестоимости генерирующих компаний формирует потребление газа, поскольку на нем работает большая часть генераторов. То есть, при периодическом росте цены на газ, в идеальной ситуации, тарифы на электроэнергию должны расти более высокими темпами. Что не устраивает многих потребителей.

Еще одним фактором, влияющим на дивиденды в секторе генерации, служит правительственная программа ДПМ-2 (договор о предоставлении мощности). Она предполагает процесс модернизации мощностей генерирующих компаний до 2031 года. Это в своем роде «выручка-инвестиция» - стимул к обновлению мощностей. По мере того, как компания проводит обновление своих генераторов на средства ДПМ-2, платежи от потребителей в рамках программы прекращаются. На сегодняшний день снижение таких поступлений актуально для «ИнтерРАО», «Мосэнерго», «Юнипро» и ТГК-2.

Кто в лидерах сегодня?

Компания с денежной позицией и крупным казначейским пакетом в условиях роста ставок предполагает получение более высоких процентных доходов. Это создает для компании «ИнтерРАО» преимущество в сравнении с обремененными долгами другими компаниями сектора. С 2024 года планируется наращивание собственных капитальных затрат - стартует проект строительства Новоленской ТЭС. При этом на балансе компании по-прежнему сохраняется значительный объем денежных средств. Приведенные факторы открывают позитивные перспективы в дивидендной политике, предполагают увеличение распределения на дивиденды - свыше текущих 25% от суммы чистой прибыли по МСФО.

Компания «Юнипро», несмотря на фактическую заморозку развития бизнеса, является четвертым энергетиком страны по капитализации после монстров «ИнтерРАО», «РусГидро» и En+. Однако тот факт, что 83,7% акций принадлежат немецкой Uniper, а сама компания под внешним управлением, означает, что дивидендов не будет. Многие эксперты полагают, что временно, ведь на своих счетах «Юнипро» уже скопила 42 млрд руб., при отсутствии долгов. Если бы не геополитика, компания стоила бы дороже. По мнению аналитиков, в ожидании смены собственности акции представляют интерес для включения в портфель на опережение.

Кто в аутсайдерах?

В ТНС Энерго» и «дочках» сегодня не рассматривается вопрос о дивидендах, так как основной прибылью холдинга в 2023 году послужила «не денежная», а вырученная от переоценки рыночной стоимости акций. Кроме того, в управлении компании подумывают о возможности проведения процедуры делистинга. Игра на понижение выглядит вполне оправданной.

Компания ТГК-2 прошла пик платежей по ДПМ, объемы поступлений начинают постепенно сокращаться. Финансовые результаты пока выглядят неплохо, но с конца 2024 года ожидается крупное выпадение платежей по ДПМ. В результате прибыль может просесть, а риск размытия капитала из-за допэмиссии все еще актуален.

Планы по инвестрасходам в «ФСК – Россети» сохраняются и до конца 2024 года могут достичь  суммы в 1 трлн. Хотя решения по дивидендам и принимаются ежегодно, с учетом будущих расходов и риторики менеджмента, рассчитывать на них ближайшие два года не стоит.

В «РусГидро» положительная динамика основных финансовых показателей по большому счету отражает индексацию тарифов на Дальнем Востоке в 2023 году, которая частично компенсировала рост экономически обоснованных затрат за прошлые периоды. «РусГидро» так же как и «ФСК – Россети» перегружены огромными капитальными затратами. До 2027 года компании предстоит инвестировать в строительство 721 млрд руб. В такой ситуации свободный денежный поток почти два года отрицательный. Да, «РусГидро» продолжает платить дивиденды, но нет уверенности в завтрашнем дне.

 

Яндекс.Метрика