Порядок выпуска и обращения ценных бумаг
Порядок выпуска и обращения ценных бумаг в РФ регулируется Законом РФ «О рынке ценных бумаг» и другими законодательными актами.
Эмиссия (выпуск) ценных бумаг — это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Основными целями эмиссии являются:
- создание акционерного общества (формирование собственного капитала);
- привлечение заемного капитала через выпуск долговых бумаг;
- управление капиталом через дополнительные выпуски ценных бумаг (увеличение собственного капитала эмитента, снижение доли заемного капитала в совокупном капитале);
- мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента, пополнение его оборотных средств;
- финансирование инвестиций в производительную деятельность;
- финансирование поглощения;
- изменение структуры акционерного капитала (распределение акций, прежде всего голосующих, между группами акционеров) либо преодоление негативных тенденций в этом изменении;
- погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг;
- реструктуризация задолженности организаций по налоговым платежам.
Процедура эмиссии (выпуска) ценных бумаг включает в себя следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);
- размещение ценных бумаг;
- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг осуществляется в двух формах:
- в форме закрытого (частного) размещения среди ограниченного круга инвесторов, т. е. с регистрацией выпуска, но без публичного объявления о нем;
- в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов, т. е. с регистрацией выпуска и проспекта эмиссии ценных бумаг, предполагающей раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Публичное размещение ценных бумаг — размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Отличием открытой продажи от закрытой является обязательная регистрация проспекта эмиссии, раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии и в отчете об итогах выпуска. Вследствие этого эмиссия ценных бумаг при публичном размещении дополняется следующими этапами:
- подготовкой проспекта эмиссии ценных бумаг;
- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Рассмотрим процедуру эмиссии поэтапно. Остановимся более подробно на каждом их этапов эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
Первый этап - принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг
Решение о выпуске ценных бумаг — это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Это документ, который должен содержать:
- полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
- дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;
- права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
- условия размещения эмиссионных ценных бумаг;
- указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг);
- указание, являются ли эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;
- номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;
- иные сведения, предусмотренные федеральными законами о ценных бумагах.
К решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата.
Второй этап - утверждение решения о выпуске ценных бумаг
Решение о выпуске (дополнительным выпуске) эмиссионных ценных бумаг утверждается советом директоров или иным органом, имеющим соответствующие полномочия, и оформляется отдельным протоколом.
Документ в грех экземплярах представляется в орган государственной регистрации ценных бумаг. Один экземпляр остается в регистрационном органе, второй представляется реестродержателю, третий должен храниться у эмитента.
Третий этап - подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в следующих случаях:
- если число учредителей превышает 500 человек или номинальная стоимость выпуска среди учредителей превышает 50 ООО МРОТ;
- распределение акций среди акционеров;
- конвертация акций;
- открытая подписка;
- закрытая подписка, если число акционеров превышает 500 человек.
Проспект ценных бумаг должен содержать:
1. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, под-писавших проспект. К кратким сведениям относятся:
- указание лиц, входящих в состав органов управления эмитента;
- сведения о банковских счетах эмитента, сведения об аудиторе (аудиторах) эмитента, составившем заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет;
- сведения об оценщике и о консультантах эмитента.
2. Краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, к которым относятся:
- вид, категория (тип) и форма размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- номинальная стоимость каждого вида, категории (типа), серии размещаемых эмиссионных ценных бумаг (если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации);
- предполагаемый объем выпуска в денежном выражении и количество эмиссионных ценных бумаг, которые предполагается разместить;
- цена (порядок определения цены) размещения эмиссионных ценных бумаг;
- порядок и сроки размещения эмиссионных ценных бумаг;
- порядок и условия оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- порядок и условия заключения договоров в ходе размещения эмиссионных ценных бумаг;
- круг потенциальных приобретателей размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- порядок раскрытия информации о размещении и результатах размещения эмиссионных ценных бумаг.
3. Основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска. Данный раздел содержит информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за последний завершенный отчетный период. Он содержит следующие сведения:
- о показателях финансово-экономической деятельности эмитента;
- о рыночной капитализации эмитента и его обязательствах;
- о целях эмиссии и направлениях использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг;
- о рисках, возникших в связи с приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг.
4. Подробную информацию об эмитенте. Она включает информацию:
- об истории создания и о развитии эмитента;
- об основной хозяйственной деятельности эмитента;
- о планах будущей деятельности эмитента;
- об участии эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, а также о дочерних и зависимых хозяйственных обществах эмитента;
- о составе, структуре и стоимости основных средств эмитента, в том числе о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также сведения обо всех фактах обременения основных средств эмитента.
5. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. К сведениям о финансово-хозяйственной деятельности эмитента относятся сведения о финансовом состоянии эмитента и динамике его изменения за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также указание причин и факторов, которые, по мнению органов управления эмитента, привели к такому изменению, в том числе:
- о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, факторах, оказавших влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, политических и других факторов;
- о ликвидности эмитента, размере, структуре и достаточности капитала и оборотных средств эмитента;
- о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований;
- анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента.
6. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово- хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента. К таким сведениям относятся:
- информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, в том числе являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, членами коллегиального исполнительного органа управления эмитента; информация о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления эмитента (в том числе информация об управляющей организации); информация о лицах, осуществляющих функции ревизора и/или членов ревизионной комиссии эмитента, а также сведения о характере любых родственных связей между любыми указанными лицами;
- сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента (за исключением физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа) и органу контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, которые выплачены эмитентом за последний завершенный финансовый год, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году;
- сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента и органов контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью;
- данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников (работников) эмитента в случае, если такое изменение является для эмитента существенным;
- сведения о любых обязательствах эмитента перед сотрудниками (работниками), касающихся возможности их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента (приобретения акций эмитента), включая любые соглашения, которые пред-усматривают выпуск или предоставление сотрудникам (работникам) опционов эмитента;
- размер доли участия лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента и его дочерних и зависимых обществ, доли принадлежащих указанным лицам обыкновенных акций эмитента и его дочерних и зависимых обществ, а также сведения об опционах эмитента и его дочерних и зависимых обществ, предоставленных таким лицам на акции эмитента.
7. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность. Они включают в себя:
- сведения об общем количестве участников (акционеров) эмитента;
- сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, в том числе о размере доли участника (акционера) эмитента в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде), а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента;
- для участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, сведения об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20% уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20% их обыкновенных акций, в том числе с указанием их доли в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, а также доли принадлежащих им обыкновенных акций эмитента;
- сведения о доле участия государства или муниципального образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, наличии специального права («золотой акции»);
- сведения об ограничениях на участие в уставном (складочном) капитале(паевом фонде) эмитента;
- сведения об изменениях в составе и о размере участия участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
- сведения о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за период до даты утверждения проспекта ценных бумаг;
- сведения о размере дебиторской задолженности за пять послед - них завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, в том числе с разбивкой по дебиторам, размер задолженности которых составляет не менее 10% общего размера дебиторской задолженности, а также сведения о дебиторской задолженности перед аффилированными лицами.
8. Бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию, которая включает:
- годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лег, к которой прилагается заключение аудитора (аудиторов) в отношении указанной бухгалтерской отчетности;
- квартальную бухгалтерскую отчетность эмитента за последний завершенный отчетный квартал;
- сводную бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год;
- сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж;
- сведения о существенных изменениях, произошедших в составе имущества эмитента после даты окончания последнего завершенного финансового года;
- сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента.
9. Подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. К ним относятся следующие сведения:
- о размещаемых эмиссионных ценных бумагах, цене размещения (порядке ее определения), наличии преимущественных или иных прав на приобретение размещаемых эмиссионных ценных бумаг, любых ограничениях на приобретение и обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- о динамике изменения цен на эмиссионные ценные бумаги эмитента в случае, если такие ценные бумаги были допущены к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовой биржей;
- о лицах, оказывающих услуги по организации размещения и/или по размещению эмиссионных ценных бумаг,
- о круге потенциальных приобретателей эмиссионных ценных бумаг;
- об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, в том числе о фондовых биржах, на которых предполагается размещение и/или обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
- о возможном изменении доли участия акционеров в уставном капитале эмитента в результате размещения эмиссионных ценных бумаг;
- о расходах, связанных с эмиссией ценных бумаг;
- о способах и порядке возврата средств, полученных в оплату размещаемых эмиссионных ценных бумаг в случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
10. Дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. Они включают в себя:
- сведения о размере, структуре уставного (складочного) капитала (паевого фонда) эмитента и его изменении за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, с указанием решений уполномоченных органов управления эмитента, явившихся основанием для такого изменения;
- сведения о каждой категории (типе) акций эмитента с указанием прав, предоставляемых акциями их владельцам, номинальной стоимости каждой акции, количества находящихся в обращении акций, количества дополнительных акций, находящихся в процессе размещения, количества объявленных акций, количества акций, находящихся на балансе эмитента, количества дополнительных акций, которые могут быть размещены в результате конвертации размещенных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, или в результате исполнения обязательств по опционам эмитента;
- сведения о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, за исключением акций эмитента;
- сведения о структуре органов управления эмитента и об их компетенции, а также о структуре органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью и об их компетенции;
- сведения о порядке созыва и проведения собрания (заседания) высшего органа управления эмитента;
- сведения о существенных сделках, совершенных эмитентом за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10% балансовой стоимости активов эмитента по данным его бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- сведения о законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и экспорта капитала, которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам;
- описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента;
- сведения об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по облигациям эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, включая порядок выплаты дивидендов и иных доходов;
- сведения о лицах, предоставивших обеспечение в случае выпуска эмитентом облигаций с обеспечением, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по облигациям эмитента;
- сведения о кредитных рейтингах эмитента, а также об их изменении за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
- сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее чем 5% уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5% обыкновенных акций;
- сведения о формировании и об использовании резервного фонда, а также иных фондов эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
- сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента;
- иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» или иными федеральными законами.
Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.
Проспект эмиссии позволяет вышестоящему финансовому органу сделать заключение о правомерности выпуска ценных бумаги защищает интересы инвесторов, получающих исчерпывающую информацию о деятельности компании.
Четвертый этап - государственная регистрация выпуска и проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг — это присвоение ценным бумагам государственного регистрационного номера. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента.
Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление на регистрацию;
- решение о выпуске ценных бумаг;
- проспект эмиссии (если он необходим);
- копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
- документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (если необходимость такого разрешения установлена законами России).
Разрешенные к эмиссии ценные бумаги заносятся в государственный реестр с указанием вида бумаг, наименования и юридического адреса эмитента, номинальной суммы эмиссии, количества и номинала ценных бумаг, регистрационного номера и даты регистрации ценных бумаг.
При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. По истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.
Пятый этап — это изготовление сертификатов ценных бумаг
Для документарной формы выпуска осуществляется изготовление сертификатов (бланков) ценных бумаг, которое осуществляется согласно инструкции Минфина РФ «О производстве и ввозе на территорию РФ бланков ценных бумаг». В международной практике используют бланк, имеющий шесть степеней защиты: высокую сложность графики рамки бланка, скрытый микротекст, фоновую сетку, флюоресцентное свечение розеток, изображение сложной геометрической фигуры типа водяного знака, люминесцентное свечение центральной полосы в ультрафиолетовых лучах. Бланк должен содержать обязательные реквизиты ценной бумаги и отвечать технологическим требованиям. Изготовление ценных бумаг требует больших затрат, поэтому в целях сокращения расходов разрешено печатать не ценные бумаги, а сертификаты.
Шестой этап — раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии
В случае эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.
В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте цепных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров.
В опубликованном сообщении о выпуске ценных бумаг должны даваться:
- сведения об эмитенте: величина уставного капитала, номинальная стоимость ценной бумаги, сумма балансовой прибыли за год, предшествующий эмиссии; о сроках и условиях размещения бумаг;
- подробное описание бланка ценной бумаги: размеры, цвет, текст, декоративное оформление, средства защиты от подделки.
В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров.
Седьмой этап — размещение ценных бумаг
Размещение эмиссионных ценных бумаг — это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Эмитент имеет право проводить эмиссию ценных бумаг самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, однако для большинства из них эта процедура достаточно сложна. Поэтому многие эмитенты пользуются помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязуются выкупить за свой счет: 1) весь выпуск ценных бумаг по фиксированной цене с целью дальнейшей перепродажи сторонним инвесторам; 2) недоразмещенную ими среди сторонних инвесторов часть выпуска в течение оговоренного срока. Посредники могут также взять на себя обязанности но продаже ценных бумаг от имени эмитента без обязательств по выкупу недораспроданной части выпуска.
Существуют следующие способы размещения ценных бумаг:
- Безвозмездная передача пакета привилегированных акций членам трудового коллектива путем составления поименного списка держателей.
- Подписка на ценные бумаги, которая может быть, как уже отмечалось ранее, открытой и закрытой. Открытое (публичное) размещение осуществляется среди неограниченного круга инвесторов, закрытое — среди заранее известного числа инвесторов.
- Аукцион — приобретение физическими или юридическими лицами ценных бумаг на открытых торгах, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Аукцион может проводиться в виде тендера и открытых торгов.
- Коммерческий конкурс в отличие от аукциона требует от покупателей выполнения каких-либо условий: например сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест; финансирование объектов социальной сферы; необходимые размеры инвестиций.
- Инвестиционные торги — продажа пакетов акций государственных и муниципальных предприятий, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ.
Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Восьмой этап — регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг
Не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
- объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
- объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
- объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;
- общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги в рублях и иностранной валюте.
Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются федеральными законами пли в порядке, ими установленном.
Процедура эмиссии ценных бумаг довольно сложна для российских корпораций и имеет ряд негативных сторон. Главная из них связана с высокими издержками эмитента по выходу на рынок ценных бумаг. Это и государственная пошлина (ранее налог на операции с ценными бумагами (который снижен с 0,8 до 0,2% от суммы эмиссии, но не более 100 000 руб.)), и дополнительные издержки, связанные с оплатой услуг финансовых консультантов и раскрытием информации об эмитенте. Институт финансовых консультантов, был введен ФКЦБ согласно закону «О рынке ценных бумаг» в новой редакции привел к монополизации рынка в руках отдельных профессиональных участников и резко повысил стоимость издержек для выхода российской корпорации на рынок.
Благоприятное завершении процедуры эмиссии означает, что ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг для их дальнейшего об-ращения.
Обращение ценных бумаг — это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности на ценные бумаги. Переход прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами, определяется гл. 6 Закона «О рынке ценных бумаг».
Наиболее важным моментом в обращении ценных бумаг является фиксация перехода прав на эмиссионные ценные бумаги от одного их владельца к другому. Порядок перехода прав по ценным бумагам в результате совершения гражданско-правовых сделок зависит от порядка владения (именная, на предъявителя) и от формы существования (документарная или бездокументарная) ценных бумаг.
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам «депо» в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра или, в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии, — записями по счетам «депо» в депозитариях.
Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю при:
- нахождении ее сертификата у владельца — в момент передачи этого сертификата приобретателю;
- хранении сертификата и (или) учете прав в депозитарии — в момент внесения приходной записи но счету «депо» приобретателя.
Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета его прав на ценную бумагу:
- в системе ведения реестра — с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;
- у депозитария — с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.
Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу.
Выпуск и обращение ценных бумаг осуществляются под жестким контролем со стороны государства. Минфин РФ ведет «Единый государственный реестр ценных бумаг» и регулярно публикует списки вновь зарегистрированных эмиссий ценных бумаг. Перечень регистрирующих органов на территории РФ устанавливается Федеральной комиссией но рынку ценных бумаг. Государственное регулирование осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка; запрещения и пресечения незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.