Menu
A+ A A-

Задачи и принципы ценообразования на рынке ценных бумаг

Ценообразование — это процесс формирования цены с учетом существующих экономических условий, действующих законодательных норм и сложившейся практики.

Цена — это денежное выражение стоимости ценных бумаг. Стоимость первична, цена вторична. Стоимость — это расчетный показатель, а цена — декларированный, который можно видеть в котировках. В любой конкретный момент цена однозначна, а стоимость многозначна, при этом число оценок стоимости зависит от числа профессиональных участников рынка и методов ее расчета.

В формировании цен на рынке ценных бумаг участвуют эмитенты и инвесторы, продавцы и покупатели, посредники и специалисты, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. Так, для эмитента цена ценных бумаг — это количественное выражение тех затрат, которые он несет для того, чтобы получить прибыль. Для инвестора цена — это денежное выражение стоимости приобретаемых ценных бумаг.

Цена на фондовом рынке зависит прежде всего от совокупности капиталов, инвестируемых в ценные бумаги (спрос), и от объема предлагаемых для продажи ценных бумаг (предложение).

Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:

  1. отображение реального соотношения спроса и предложения;
  2. осуществление конкретных целей ценообразования;
  3. учет разнообразных факторов, влияющих на установление цены;
  4. регулирование рынка ценных бумаг.

Основными принципами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:

  • научный подход, т. е. обоснованность целей ценообразования, видов цен и отдельных элементов цены;
  • целевая направленность в зависимости от ценовой политики и ценовой стратегии;
  • сочетание стратегии и тактики ценообразования;
  • сопоставимость, т. е. возможность сравнения цеп по разным периодам;
  • учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты (разных категорий ценных бумаг);
  • реальность или достоверность, т. е. воплощение в цене ценных бумаг фактических издержек на эмиссию и отражение реального уровня затрат на фондовые операции;
  • выгодность, т. е. отражение в цене целесообразности эмиссии ценных бумаг или операций с ними;
  • уменьшающаяся полезность — что означает: чем больше ценных бумаг на рынке, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная единица;
  • потребности инвесторов. От уровня потребности каждого инвестора в ценных бумагах зависит сумма, которую каждый из них готов заплатить за них, а значит, и цена на ценные бумаги;
  • доходы инвесторов. Доходы инвесторов оказывают влияние на спрос: при увеличении доходов спрос повышается и соответственно при снижении доходов — уменьшается.

Принципы ценообразования реализуются в зависимости от стратегии ценообразования. Стратегии ценообразования различают в зависимости от выбранных целей:

  • быстрое получение прибыли от продажи;
  • установление высокой первоначальной цены (стратегия «снятия сливок»);
  • проникновение на рынок;
  • завоевание части рынка;
  • установление низкой первоначальной цены;
  • установление цены на основе калькуляции затрат;
  • антизатратный подход;
  • установление цены на уровне рыночной;
  • персональные взаимоотношения с клиентом.

Особенности установления цен на ценные бумаги определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия решения о выпуске ценных бумаг. Именно тогда оговариваются условия выпуска ценных бумаг и выбирается рыночный сегмент их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и может быть названа назначаемой. В целом, эмитент способен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения.

Промежуточные же цены в течение всего срока обращения ценной бумаги устанавливаются рынком, а не эмитентом.

На рынке ценных бумаг цены выполняют следующие функции:

  • учетную, которая заключается в фиксации определенной стоимости в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг;
  • контрольную, которая состоит в контроле за движением стоимости разных видов ценных бумаг;
  • балансирования спроса и предложения — при повышенном спросе и сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на них растут, соответственно при уменьшении спроса и росте предложения цены падают;
  • перераспределительную. В результате отклонения цены от стоимости, вновь созданная стоимость перераспределяется между отраслями и регионами, накоплением и потреблением;
  • управления — цена на рынке определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бумаги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобретать.

Цены классифицируются по следующим признакам:

  1. вид ценных бумаг; 
  2. тип эмитента;
  3.  сегмент рынка;
  4.  вид операций на рынке ценных бумаг;
  5.  место и время ценообразования.
Яндекс.Метрика