Сущность, цели и принципы регулирования российского рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.
Регулирование рынка ценных бумаг:
- охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
- охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
- осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.
В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:
- Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
- При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.
В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).
Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:
- Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
- Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
- Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
- Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
- Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:
- Государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
- Биржевое регулирование, основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
- Саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
- Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
- Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
- Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
- Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
- Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
- Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
- Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
- Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).
Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.
Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.
Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.
1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка — с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.
2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.
3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.
4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.
5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).
6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.
7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.
10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.
11. Принцип равных возможностей, включающий:
- стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
- обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
- равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
- гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
- отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
- запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
- отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
- регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
- лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
- аттестация специалистов инвестиционных институтов;
- страхование инвесторов;
- аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
- надзор и контроль за проведением фондовых операций;
- регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
- раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.